Главная (Новости)

Программа духовно-нравственное воспитание дошкольников

            Авторская педагогическая разработка радикального типа  

 

Духовно-нравственное воспитание дошкольников
в условиях этнокультурной среды

В течение нескольких лет коллектив работает по приобщению дошкольников к народной культуре.

На районном образовательном форуме «Приангарье 2009» мы представляли свой опыт работы, который и был положен в основу создания программы (авторской педагогической разработки радикального типа)

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях этнокультурной среды».

Программа  создавалась в 2008 – 2009 уч.г. совместно с кафедрой ИГПИ, утверждена на районном экспертном совете 18 марта 2009г., представлена на всероссийской конференции «Дошкольное образование: история  и современность» (2009г.) и в сентябре 2009г. коллектив приступил к реализации программы.

Цель программы:

  Обеспечить своевременную  успешную социализацию дошкольника в условиях окружающей его  этнокультурной среды путем введения в традиционную народную культуру.

Задачи:

1. Охрана жизни и укрепление  психофизического  здоровья детей,  обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка,  развитие духовно- нравственных качеств личности: (доброта, любовь, милосердие, почитание, уважение) в процессе освоения содержания программы.

2.Воспитание основ национального самосознания и  патриотизма (любовь к малой и большой Родине)

3. Создание этнокультурной  среды,  способствующей освоению  содержания

4. Разработка методики  реализации  программы (подбор наглядно-дидактического материала, составление  перспективных планов, диагностических методик)

5. Обеспечение взаимодействия с семьёй по  возрождению традиций духовно-нравственного семейного воспитания средствами народной культуры.

С введением ФГТ  в программу были внесены изменения. Основные блоки представлены комплексно-тематическим планированием и реализуются через НОД. Темы,  не вошедшие в комплексно-тематическое планирование,  органично включаются в  ОДВХРМ, самостоятельную деятельность детей.

   Для каждой возрастной группы подобраны задачи, представления, отношения, виды деятельности и формы организации, определены уровни усвоения программы.

Для реализации данного содержания в ДОУ создана этнокультурная среда, которая постоянно с помощью родителей совершенствуется.

Реализация проходит через все образовательные области:

  • коммуникация  - обогащение словаря детей новыми словами, эпитетами, пословицами, поговорками, образными выражениями.
  • чтение художественной литературы–   это сказки, потешки, поговорки, лучшие произведения русских писателей и поэтов, а также рассказы о святых и защитниках земли Русской.
  • художественное творчество-  знакомство детей с народными промыслами, картинами русских художников, приобщение детей к художественному труду (поделки к праздникам, изготовление кукол).
  • музыка-  ознакомление с русскими народными и православными праздниками, а также с народными песнями и танцами.

   Перспективный план праздников составлен в соответствии с православным народным календарем.

Праздники разнообразны по содержанию и форме. Игровые программы, спортивные соревнования, театрализованные представления, вечера загадок позволяют дошкольникам получить незабываемые яркие впечатления.

Каждый праздник имеет свою структуру. В основу сценария положено участие двух хозяюшек, которые знакомят детей с традициями, обрядами, обычаями. Хозяюшки вкратце рассказывают о празднике. Праздник состоит из закличек, хороводов ирусских народных игр, соответствующих сезону и данному празднику.  На некоторых праздниках детей знакомим с  иконами, так как это часть нашей русской православной культуры. В конце каждого праздника дети получают обрядовое угощение или подарок-оберег: жаворонки, блины, яйца.

  • познание - это воспитание национального самосознания дошкольника, которое должно начинаться с ощущения того, что ребенок живет в России, на русской земле, говорит на родном языке и познает культуру своего народа. работа по экологическому воспитанию строится на основе народного календаря, связанного с временами года, что позволяет лучше понять и полюбить природу, а это одна из составляющих любви к Родине. В работе по народному календарю педагогам помогают  - месяцесловы  - «Осень», «Зима», «Весна», «Лето»  – это богатый источник информации о приметах каждого дня, мудрости наших предков. Дети старшей, подготовительной группы познают тайны самого удивительного озера на Земле.
  • физическая культура  и здоровье- построено на народных играх разных видов. Это дает возможность  решать задачи физического воспитания с учетом индивидуальных особенностей детей.
  • безопасность– формирование способа безопасного поведения в мире природы.
  •  труд – формирование представлений о труде взрослых.
  • социализация.Непосредственно-образовательную деятельность по приобщению к  народной культуре с детьми 2-й младшей - подготовительной групп организует Хозяйка «Русской избы». Дети приходят к хозяюшке в русских народных костюмах, что позволяет им, окунуться в атмосферу народной старины. В нашей русской избе представлена коллекция обрядовых кукол-оберегов,  с которыми мы знакомим детей и взрослых. Куклы-оберёги имели большое значение для наших предков, являлись частью культуры всего человечества.

Без тесного взаимодействия с родителями и социумом невозможно достичь высокого качества   образовательных услуг. Родители - активные участники и помощники  в реализации нашей программы.

Участие родителей в народных обрядовых праздниках, конкурсах («пасхальное яйцо», «народная игрушка»), семинарах-практикумах («Обрядовая кукла»), сотрудничество с ДК с. Баклаши, ДОУ № 9 «Ландыш» - всё это способствует эффективному решению поставленных образовательных и воспитательных задач.

Результатом работы является:

  • созданиеметодического материала по приобщению детей к русской
  • народной культуре: перспективные планы, конспекты НОД и праздников, методические разработки и т.д.;
  • пополнилась предметно-развивающая среда групп и  «Русской избы»;
  • повышение профессионального мастерства педагогов (работа по темам самообразования; участие в семинарах.);
  •  Обобщение  опыта работы  по темам самообразования и представление его на мероприятиях различного уровня (образовательном форуме (2010г.), районном методическом объединении «Социально-личностное развитие»  и малой конференции «Площадка успешности» среди сельских ДОУ (2011г.);
  • повысилось качество и объём знаний детей по изучаемой проблеме. Можно отметить положительную динамику в усвоении познавательно-речевых умений, отношений.  При очередных беседах с родителями отрадно слышать, что дети стали сплоченнее, добрее, терпимее  друг к другу, уважительнее к взрослым.

Таким образом, проведенная работа позволяет  приобщать детей к истокам русской народной культуры, воспитывать чувство маленького гражданина.

 

 

 

 

Официальный сайт 
Министерства образования и науки Российской Федерации:
 
minobr_gerb.png (52×57)

Федеральный портал "Российское образование":
logo.jpg (316×109)

Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам":
Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:
title.gif (202×104) width="200"

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов:
top1.jpg (111×171)

Портал "Образование ПРИАНГАРЬЯ"
edu38.png